Фотографии разобраны, жаропонижающие и иммуностимулирующие пилюли проглочены, на компьютерном столе десятая за день кружка чая с лимоном соседствует с огромной упаковкой бумажных носовых платков – все, теперь можно писать про новогоднерождественские каникулы, йо-хо-хо. Собственно, вернулись мы в понедельник, но сил не было никаких, ни физических, ни душевных, а тут еще и треклятая простуда, будь она неладна.
Поездка вышла такой, какой мы ее и планировали – чудесной, волшебной и зимнесказочной. В первый раз в жизни поглазели на рождественскую ярмарку, исходили пешком всё, что можно было исходить, и даже ничего не отморозили в процессе. Однако был один большой недостаток: ездили мы всего лишь вдвоем, а Унька и еще две замечательные личности остались в Кёниге (спасибо за это визовому отделу литовского консульства). Людмила очень славная, остроумный собеседник и бывалый путешественник, но тут такое дело: есть soul-mates, а есть просто хорошие друзья. И когда твой главный соул-мейт остается дома, то это всегда немножечко грустно, потому что тебе вдруг не с кем хитро переглядываться, не с кем впадать в безудержный восторг от какой-нибудь ерундовины, не с кем распевать на морозе песни Мельницы, не с кем молчать на разнообразные темы, а самое главное, некому было держать меня за ручку во время бесконечных хождений и топтаний, оооуууууыыыы. Кхм, да. Но учти, Унька, открытку из Таллина я тебе таки отправила. И неважно, что я приехала значительно раньше этой самой открытки. :-p
Много текста, картинок и никакой художественной ценности.1. Рига.
Начали мы свои странствия по городам именно с нее. Там у нас была всего одна ночевка, поэтому мы решили поскорей забросить сумки в хостел и сразу отправиться гулять. И, разумеется, умудрились заблудиться по дороге от вокзала, буквально на двух улицах. Через полчаса язвительных реплик, радостного ржача и перетаскивания сумок с тротуара на тротуар, мы все-таки выяснили, в каком месте свернули не в ту сторону, и нашли вожделенную дверь. Кинули ручную кладь, познакомились с соседями (австралиец, японка, новгородец и спящее тело на одной из верхних кроватей, которое так и осталось нам неизвестным) и пошли гулять, без особой схемы, просто – побродить, подышать, посмотреть, куда ноги занесут. Город был людный и яркий, сиял рождественскими огнями и утопал в огромных сугробах. В конце концов, уже ближе к полуночи, на мое очередное предложение свернуть в «вооон тот переулочек» Людмила ответила твердым отказом и сказала, что пора возвращаться в хостел. Возвращались мы по новой, еще не исследованной дороге, потому что иначе ведь неинтересно, и в итоге вышли к небольшому, но очень симпатичному колесу обозрения. Совершенно пустому колесу. Которое, несмотря на позднее время, все еще вращалось и принимало случайных посетителей. Ну как тут не побаловать детишек, то есть себя?
Полночь, яркие лампочки на кабинках, металлический скрип, кусачий ветер, заснеженные крыши-шпили-башенки где-то внизу. Пять минут полета: ты, ночь и зимний город. Волшебство, короче говоря, самое обыкновенное (вот тут-то оно меня догнало и накрыло, и не отпускало до самого конца поездки).
Утром, спустившись на кухню, я встретила вчерашнюю соседку из Японии. Собрав в кучку все свои жалкие познания в ее родном языке, гордо сказала: «Охаё!». Соседка, тщательно артикулируя каждый звук, ответила мне: «Доброе утро!». Оказалось, что девушка пару месяцев прожила в Питере и знает несколько слов по-русски. Вроде бы мелочь, а приятно до чертиков, разошлись по своим делам довольные собой и друг другом. Дальше был стандартный туристический маршрут: попетлять по старым улочкам, смешаться с ярмарочной толпой на Домской площади, спуститься к Даугаве, восхититься панорамой на заснеженную реку, посмотреть на замок и снова вернуться в Старый город – потому что забыли про «Дом с котами», а без него совсем никак, коты же! – а потом искать маленькое атмосферное кафе, чтоб погреться. А там уже и на автобус до Таллина пора.
2. Таллин – Хельсинки.
В Таллине нам не очень повезло с хостелом: слово «ремонт» там явно не слышали, кухня находилась в плачевном состоянии, хуже кухни был только душ, а паренек за стойкой регистрации выполнял обязанности дружелюбного хозяина, администратора, гида и уборщика в одном лице. Короче, ребята, будете в Таллине, не останавливайтесь в The dancing eesti. Единственное его преимущество – расположение почти в самом центре Старого города, но это не окупает прочего раздолбайства. Жить там, разумеется, можно, но зачем мучить себя за свои же деньги?..
…соседи были, по большей части, милые, за исключением двух студентов из Франции, которые шумно напивались прямо в общей спальне. Посреди ночи. А у нас с Людмилой на следующее утро паром до Хельсинки уходил в 7.30. То есть, в идеале, нам надо было встать за 2,5 часа, чтоб успеть спокойно собраться и дотопать до терминала до окончания регистрации. Ближе к трем эти нехорошие люди угомонились. В пять у меня зазвонил будильник: как же велико было искушение подождать пару минут и только потом с мстительным удовольствием нажать на кнопку! Но я ж добрая и милосердная, поэтому будильник выключила сразу и собиралась потихоньку, утешая себя мыслью, что у соседей все равно будет жуткое похмелье, а мы на холоде очень быстро взбодримся.
Собрались и добрались мы вовремя, на пароме даже удалось чуток вздремнуть, а в 9.30 были уже в Хельсинки. Блеклый серо-синий рассвет, расколотые льдины у причала, неторопливые снежинки в воздухе, полное безветрие и холодрыга. Конечно, не совсем суровый финский мороз, но градусов 15 там было, что для нас, теплолюбивых и жароустойчивых растений, практически приравнивается к абсолютному нулю (я считаю, что идеальные условия для проживания – это когда все время солнце и не ниже +15 круглый год). Мы с Людмилой хором постучали зубами, замотались шарфами по самые уши и решительно направились в центр, который неожиданно оказался всего в 20 минутах ходьбы от паромного терминала. Прогулявшись по парку Эспланады, поглазев на рыночную площадь и пофотографировав торговые ряды в старом крытом рынке – оооо, сколько там всяких разностей и вкусностей! – пошли к Сенатской площади, чтобы полюбоваться на главную достопримечательность, которую изображают едва ли не на всех открытках и магнитиках с видами Хельсинки – на кафедральный собор святого Николая. Оказалось, что причина, по которой собор изображают на всех сувенирах, весьма банальна: он большой, величественный, возвышается надо всеми остальными зданиями, а кроме него практически ничего визуально запоминающегося и харАктерного в центре вроде бы и нет. Я утрирую, конечно, но все же, все же. В целом, в Хельсинки довольно простая и практичная планировка. Длинные, просторные улицы, аккуратные прямоугольные кварталы, в которых невозможно заблудиться, – в общем, рай для тех, кто любит «функциональный» стиль. А я больше люблю маленькие извилистые улочки, постоянные подъемы и спуски, и мощеные мостовые. Как в Праге, да.
Погуляв еще полчасика по центру и задубев окончательно, мы переглянулись и пошли обратно на рыночную площадь: там можно купить билеты на маленький паром, который каждый час отходит в сторону Суоменлинны – крепости, расположенной на прибрежных островах. В переводе с финского Суоменлинна означает «финская крепость». По-шведски она называется Свеаборг, что переводится как «шведская крепость». Там и русские чуть больше века хозяйничали, но нового названия придумывать не стали, хотя большинство пушек, по сей день находящихся на территории крепости, были отлиты на Пермском оружейном заводе. Сейчас этот музей входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И как же там здорово, скажу я вам! Целого дня мало, чтобы как следует все исходить.
Бастионы, старые крепостные стены, сухой док, ржавые береговые пушки под шапками снега, обледеневший причал, заячьи следы рядом с пешеходной дорожкой, а над всем этим мигает маяком церковь. Церковь-маяк вообще произвела на меня неизгладимое впечатление: стоит на холме, заметная со всех сторон, и с воздуха, и с воды. И вроде бы ничего особенного, скромная и простая, с одним-единственным куполом, но между этим куполом и крестом находится небольшая площадка, где располагается сигнальный фонарь. А крест, соответственно, установлен сразу над фонарем. И с наступлением темноты под крестом начинает мигать огонек. Я нерелигиозна, но мне безумно нравится возникающая игра смыслов: сразу по-другому воспринимаются такие выражения как «путеводный огонь», «спасительный причал» и «дом света» (ах-ха, это я сейчас про lighthouse).
Утопавшись до изнеможения и извалявшись в сугробах, мы отправились обратно на «большую землю». Дальше у нас по плану было посещение Атенеума, финской национальной галереи живописи, потому что мы обе ни черта не знали про финских художников и очень хотели просветиться. Благополучно застряли там на пару часов и сделали для себя два вывода: 1) надо прочитать Калевалу, 2) некоторых финских художников мы все-таки знаем, просто не догадываемся, что они финские. Вот Хуго Симберг, например, и его «Раненый ангел».
А после Атениума был Akademiska bokhandeln (академический книжный магазин, если переводить дословно). Главная достопримечательность любого города, я считаю. Нужно только, чтобы книжки были на известных тебе языках.
В 21.30 мы, вымотанные, слегка замерзшие, но неописуемо довольные, снова загрузились на паром и поплыли обратно в Таллин… где наши соседи-французы продолжали методично напиваться, с комфортом расположившись в общей спальне. Но мы, добравшись наконец до подушек, уснули беспробудным сном усталых странников и ничего не слышали.
3. Таллин.
Собственно, Таллин был гвоздем программы, основной целью путешествия, на которую отводилось три с половиной дня. Вышеупомянутую половину мы бессовестно проспали и выползли из кроватей ближе к обеду вместе с похмельными французами, которые днем издавали гораздо меньше шума, чем посреди ночи. Радостно прочирикав в их адрес «A very good morning to you, guys» и полюбовавшись на помятые лица, мы, чувствуя себя в какой-то мере отомщенными, отправились странствовать дальше.
Если время позволяет, то я предпочитаю начинать знакомиться с новым городом на обзорной экскурсии, слушая байки и истории от гида. В Таллине время у нас было, а еще была таллиннская карточка, которую мы купили в информационном центре. Очень удобная штука: одна бесплатная экскурсия по выбору, бесплатный вход в основные музеи, бесплатный проезд на всех видах городского общественного транспорта, бесплатный час катания на катке и еще какие-то мелкие пряники, всех уже не помню. В общем, единый билет, действующий в течение строго определенного времени.
Погода для пешеходной экскурсии была, можно сказать, превосходная. Минус пять, сильный ветер и метель, от которой у меня постоянно обледеневали стекла очков и объектив фотоаппарата. С тоской вспоминался безветренный мороз в Хельсинки. А после экскурсии мы уже сами пошли наматывать круги по Старому городу, изучать лавочки и переулки, заглядывать на витрины сувенирных магазинов, греться и пить глинтвейн на Ратушной площади. Здесь же (на правах рекламы, ага) хочу сказать про крошечный ресторанчик «Тристан и Изольда», расположенный прямо в подвале городской Ратуши. «Olde Hansa» - это, конечно, классика, но как-то оно слишком пафосно, многолюдно и дорого. А в «Т и И» можно вкусно поужинать за неопасную для бюджета сумму и окунуться в атмосферу средневекового трактира: «С чем пирожки? – С лосями и с грибами. – А, ну, мне тогда один с лосями и один с грибами. – Нееет, лось и грибы в одном пирожке!».
За три дня мы успели порядком изучить Таллин (и Старый город, и районы, находящиеся далеко за его пределами), пару раз заблудиться, обойти ВСЕ доступные по карточке музеи, несколько раз подняться на смотровые площадки, перепробовать глинтвейн в разных кафе, послушать органный концерт в Нигулисте и тщательно разглядеть «Пляску смерти». В голове остался дивный калейдоскоп впечатлений: запах засахаренного миндаля, корицы и кардамона, вездесущие елочки и желтые фонари, снег, снег, много снега, совершенно бесстрашные утки в Кадриорге, холодный ветер с залива, бесконечные винтовые лестницы, сказки и легенды старой крепости. Город, который никогда не будет закончен, город, в который хочется возвращаться.
А простудиться я умудрилась уже по дороге домой. Под автобусным кондиционером((
Отдельная ссылка на фотографии из поездки для тех, кому лень лезть под кат и все это читать.
Галопом по Прибалтике.
Фотографии разобраны, жаропонижающие и иммуностимулирующие пилюли проглочены, на компьютерном столе десятая за день кружка чая с лимоном соседствует с огромной упаковкой бумажных носовых платков – все, теперь можно писать про новогоднерождественские каникулы, йо-хо-хо. Собственно, вернулись мы в понедельник, но сил не было никаких, ни физических, ни душевных, а тут еще и треклятая простуда, будь она неладна.
Поездка вышла такой, какой мы ее и планировали – чудесной, волшебной и зимнесказочной. В первый раз в жизни поглазели на рождественскую ярмарку, исходили пешком всё, что можно было исходить, и даже ничего не отморозили в процессе. Однако был один большой недостаток: ездили мы всего лишь вдвоем, а Унька и еще две замечательные личности остались в Кёниге (спасибо за это визовому отделу литовского консульства). Людмила очень славная, остроумный собеседник и бывалый путешественник, но тут такое дело: есть soul-mates, а есть просто хорошие друзья. И когда твой главный соул-мейт остается дома, то это всегда немножечко грустно, потому что тебе вдруг не с кем хитро переглядываться, не с кем впадать в безудержный восторг от какой-нибудь ерундовины, не с кем распевать на морозе песни Мельницы, не с кем молчать на разнообразные темы, а самое главное, некому было держать меня за ручку во время бесконечных хождений и топтаний, оооуууууыыыы. Кхм, да. Но учти, Унька, открытку из Таллина я тебе таки отправила. И неважно, что я приехала значительно раньше этой самой открытки. :-p
Много текста, картинок и никакой художественной ценности.
Отдельная ссылка на фотографии из поездки для тех, кому лень лезть под кат и все это читать.
Поездка вышла такой, какой мы ее и планировали – чудесной, волшебной и зимнесказочной. В первый раз в жизни поглазели на рождественскую ярмарку, исходили пешком всё, что можно было исходить, и даже ничего не отморозили в процессе. Однако был один большой недостаток: ездили мы всего лишь вдвоем, а Унька и еще две замечательные личности остались в Кёниге (спасибо за это визовому отделу литовского консульства). Людмила очень славная, остроумный собеседник и бывалый путешественник, но тут такое дело: есть soul-mates, а есть просто хорошие друзья. И когда твой главный соул-мейт остается дома, то это всегда немножечко грустно, потому что тебе вдруг не с кем хитро переглядываться, не с кем впадать в безудержный восторг от какой-нибудь ерундовины, не с кем распевать на морозе песни Мельницы, не с кем молчать на разнообразные темы, а самое главное, некому было держать меня за ручку во время бесконечных хождений и топтаний, оооуууууыыыы. Кхм, да. Но учти, Унька, открытку из Таллина я тебе таки отправила. И неважно, что я приехала значительно раньше этой самой открытки. :-p
Много текста, картинок и никакой художественной ценности.
Отдельная ссылка на фотографии из поездки для тех, кому лень лезть под кат и все это читать.